0

"Грузинский прецедент": Качиньски любил отдавать приказы пилотам правительственного самолета

В польской прессе появились новые факты, свидетельствующие о том, что давление на экипаж самолета Ту-154 с VIP-персонами, который разбился 10 апреля 2010 под Смоленском, уже имело прецеден

В польской прессе появились новые факты, свидетельствующие о том, что давление на экипаж самолета Ту-154 с VIP-персонами, который разбился 10 апреля 2010 под Смоленском, уже имело прецедент в 2008 году.

ИА REGNUM уже сообщало, что самолет Ту-154 с главами Польши, Украины, Латвии, Литвы и Эстонии в августе 2008 года летели в Тбилиси, чтобы поддержать президента Грузии Михаила Саакашвили в период югоосетинской войны. Тогда капитан корабля Гжегож Петручук отказался садиться в тбилисском аэропорту, опасаясь, что самолет может попасть под обстрел и направил судно в Азербайджан.

Gazeta Wyborcza опубликовала служебную записку капитана судна Гжегожа Петручука, адресованную министру обороны Польши. В ней он сообщал, что когда принял решение не садиться в Тбилиси, то сообщил об этом главе Бюро национальной безопасности Владислава Стасяка и главу кабинета президента Мацея Липиньского. Тогда с пилотом связался заместитель главы ВВС Польши Кжиштоф Заленски. «Генерал Заленски пытался меня склонить к изменению решения и осуществить посадку в Тбилиси. Когда я представил ему все аргументы, генерал спросил: может ли второй пилот Аркадиуш Протасюк (командир разбившегося под Смоленском самолета — ИА REGNUM ) взять на себя обязанности капитана», — пишет он. Оказалось, что Протасюк не может сесть за штурвал первого пилота, поскольку на его счету было мало часов полета. Тогда в кабину вошел сам президента Польши Лех Качиньски .

«Президент: Знаете ли вы, кто является верховным главнокомандующим вооруженными силами Польши?

Петручук: Да, знаю, вы, господин президент.

Президент: В таком случае приказываю лететь в Тбилиси. После этого президент вышел, не дождавшись моих объяснений», — говорится в записке.

Тогда Лех Качиньски позвонил министру обороны Богдану Клиху, чтобы тот призвал пилота исполнять приказ. Клих отказал президенту. Свидетелями этого инцидента были пилот Аркадиуш Протасюк и штурман Роберт Гживна, которые разбились 10 апреля в Смоленске.

Как ранее сообщало ИА REGNUM , одной из причин катастрофы Ту-154 под Смоленском стало подозрение в том, что главком ВВС генерал Анджей Бласик осуществлял давление на экипаж воздушного судна, чтобы он совершил посадку в плохих погодных условиях. в пользу этой версии говорят записи «черных ящиков», который зафиксировали факты неоднократного посещения Бласиком кабины пилотов. Недавно, польская пресса сообщила, что следственные органы изучают запись камер наблюдения аэропорта в Варшаве, которые зафиксировали момент ссоры капитана Протасюка и генерала Бласика. СМИ сообщают, что Протасюк изначально не хотел лететь в Смоленск, поскольку не было точных данных о состоянии аэропорта и погоде.